Язык

Журнал «Наука и школа», № 5 за 2013 год

Сведения об авторах

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Загрекова Л. В.

В статье на основании анализа Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, результатов исследований отечественных ученых выявлена принципиальная новизна нового поколения образовательных стандартов общего образования. Проведенный анализ позволил выделить ряд важнейших ключевых проблем, которые входят сегодня в сферу ответственности школы и учителя и обусловливают специфические особенности его профессиональной деятельности, необходимость учета их при формировании готовности будущих специалистов образовательной сферы к профессиональной деятельности

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, педагогический процесс, воспитание, духовно-нрав ствен ное развитие и воспитание, методологическая культура учителя, образовательные компетенции, образовательный результат

FEATURES OF TEACHERS PROFESSIONAL WORK IN THE CONTEXT OF THE BASIC CONCEPTUAL IDEAS OF NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION

Zagrekova L. V.

The article based on an analysis of the Federal state educational standard of general education, research results of our scientists identified the principal novelty of a new generation of educational standards of general education. The analysis allowed to identify a number of important key issues, which are now the responsibility of schools and teachers, and cause-specific features of its professional activities, the need to incorporate them in the formation of readiness of the future professionals of the educational sphere to professional activities

Keywords: Federal state educational standard of general education, educational process, education, spiritual and moral development and education, methodological culture teachers, educational competence, the educational outcome

 

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Землянская Е. Н., Ситниченко М. Я.

В статье раскрываются сущность и основы инновации начального образования внеурочной деятельности школьников. Анализируются нормативные документы и возможные модели ее организации. Приводятся результаты мониторинга. Рассматривается опыт внедрения. Обсуждаются возможные риски и трудности.

Ключевые слова: начальная школа, начальное образование, внеурочная деятельность, образовательный стандарт, образовательная программа

RESEARCH AND INSTITUTIONAL FRAMEWORK EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN PRIMARY SCHOOLS IN THE CONTEXT OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS

Zemlyanskaya E. N., Sitnichenko M. Ya.

The article describes the content and basis of innovation primary education school extracurricular activities. Analyzed the regulations and possible models of organization. The results of monitoring. The experience of implementation. We discuss the possible risks and difficulties.

Keywords: elementary school, primary education, afterhour activities, educational standard, educational program

 

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕОРГАНИЗОВАННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА1

Малышенко Н. Г.

В статье описывается необходимость создания автономных федеральных университетов в РФ. Создание и функционирование федеральных университетов сопровождается синергетическим эффектом, механизм оценки которого не разработан. Поэтому автором предложено использование общераспространенного инструмента мониторинга, целью которого является повышение качества менеджмента федерального университета, анализ и контроль эффективности их реорганизации.

Ключевые слова: мониторинг, присоединение, реорганизация, синергетический эффект, социальноэкономическое развитие, анализ, контроль

MONITORING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REORGANIZED FEDERAL UNIVERSITY

Malyshenko N. G.

In the article the need for creation of federal universities of autonomous type for the Russian Federation is described. Creation and functioning of federal universities are accompanied by the synergetic effect the evaluation mechanism of which has not been developed yet. Therefore, the author suggests the use of the most common tool namely monitoring which aims at improvement of the quality of management of the federal university, analysis and monitoring of the effectiveness of their reorganization.

Keywords: monitoring, joining, reorganization, synergetic effect, social and economic development, analysis, control

 

О СИСТЕМНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Соколов В. М.

В статье обсуждается проблема системности в процессе подготовки выпускников высшего профессионального образования.

Ключевые слова: системность, цели образования, профессиональная компетентность, таксономия целей обучения

ON SYSTEM NOTION IN PROCESS OF PREPARATON OF PROFESSIONAL HIGHER EDUCATION GRADUATES

Sokolov V. M.

Problems of systems of the process of training of higher education professional graduates are discussed in the article.

Keywords: system, educational objectives, a professional competence, taxonomy of educational objectives

 

КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОТРАЖЕНИЕ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Лобашев И. В., Лобашев В. Д.

Многогранность проблемы разделения понятий компетенции и компетентности проецируется и на трактовки различных уровней обученности. Решаемая в комплексе взаимных наложений, эта задача позволяет выделить граничные условия формирования достаточно широких моделей процессов обучения конкурентоспособных выпускников образовательных учреждений различного уровня.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, умения, обученность, модель обучения

COMPETENCE AND EXPERTISE AS THE REFLECTION OF PROFICIENCY LEVEL

Lobashev I. V., Lobashev V. D.

The multisided character of the problem of stating the difference between competence and expertise is also projected on the definition of different proficiency levels. Being solved in a complex of mutual overlapping, this problem allows us to define border conditions of forming quite broad models of processes of teaching competitive graduates of education institutions of different levels.

Keywords: competence, expertise, skills, proficiency, model of teaching

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СФЕРА ТРУДА: ГРАНИ СБЛИЖЕНИЯ (зарубежный опыт)

Есенина Е. Ю.

В статье анализируются возможные пути использования национальной рамки квалификаций в качестве методологической базы модернизации системы профессионального образования и национальной системы квалификаций.

Ключевые слова: уровни квалификаций, квалификация, результаты обучения, национальная рамка квалификаций, оценка качества образования и сертификация квалификаций

PROFESSIONAL EDUCATION AND LABOR SPHERE: RAPPROCHEMENT SIDES (Foreign Experience)

Esenina E. Yu.

In article it is analyzed possible ways of use of the national qualifications framework as methodological base of professional education and national qualifications systems modernization.

Keywords: qualifications levels, qualification, learning outcomes, national qualifications framework, quality assessment of education and certification of qualifications

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ФРГ

Завалишина Л. В.

В преподавании, которое достигает наивысшего уровня, выполняются высокие требования в отношении ориентации на учеников, внутренней дифференциации и индивидуализации обучения. Ученики получают возможность самостоятельно выбирать фидбэк-техники и работать с ними. Эффективность преподавания заключается в благоприятном воздействии учителя на успеваемость учеников, мотивацию, социальное поведение и личную независимость

Ключевые слова: школьная инспекция, критерии успешного преподавания, культура обратной связи

Zavalishina L. V.

In teaching which reaches the highest level, high requirements for orientation of pupils, internal differentiation and a training individualization are fulfilled. Pupils have an opportunity independently to choose feed-back-technicians and to work with them. Efficiency of teaching consists in favorable impact of the teacher on progress of pupils, motivation, social behavior and personal independence.

Keywords: school inspection, criteria of successful teaching, culture of feedback

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КИТАЯ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Се Юнхуэй

В статье говорится об основных проблемах преподавания изобразительного искусства в современном Китае

Ключевые слова: искусство и культура Китая, эстетическое образование, всестороннее развитие личности, природа учитель прекрасного.

ART EDUCATION IN SCHOOLS IN CHINA. PROBLEMS AND PROSPECTS

Xie Yong Hui

The article describes the main challenges of teaching art in modern China.

Keywords: art and culture, aesthetic education, comprehensive development, nature as the teacher of the wonderful and great

 

 

Любимов А. К., Кузнецов Ю. А., Семенов А. В.

В статье анализируется роль международных образовательных проектов в создании в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского инновационной системы профессиональной подготовки в области математических методов в экономике и бизнес-информатике.

Ключевые слова: международные образовательные проекты, качество образования, педагогические технологии, самостоятельная работа

THE ROLE OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROJECTS IN THE CREATION OF THE VOCATIONAL TRAINING SYSTEM IN MATHEMATICAL METHODS IN ECONOMICS AND INFORMATION SCIENCE IN BUSINESS

Ljubimov A. K., Kuznetsov Yu. A., Semenov A. V.

The role of the international educational projects in creation at the Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod of innovative system of vocational training in the field of mathematical methods in economics and computer science for business is analyzed

Keywords: international educational projects, quality of education, pedagogical technologies, self-organized work

 

ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ, В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Высоцкая П. А.

В статье рассмотрены различные виды информационных технологий, которые получили широкое применение и развитие в условиях внедрения в педагогический процесс Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Ключевые слова: информационная технология, педагогический процесс, образовательный стандарт, система образования

TYPES OF INFORMATION TECHNOLOGIES USED IN THE PEDAGOGICAL PROCESS, IN THE INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES) OF THE SECOND GENERATION

Vysotskaya P. A.

This article describes the different types of information technologies, which are widely used in the development and implementation of the pedagogical process of Federal State Educational Standards (FSES).

Keywords: information technology, teaching process, the educational standard of the educational system

 

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ТРЕХМЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ С ПОМОЩЬЮ ВЕКТОРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

Мартыненко Н. А., Павлова А. А.

В статье изложены базовые принципы создания трехмерных графических объектов 3D-при ми тивов, которые являются первичным «строительным материалом» для конструирования составных геометрических моделей. Рассмотренные приемы моделирования доступны многим современным векторным чертежно-графическим редакторам компьютерных программ. Основной принцип генерации виртуальных объектов и преобразований над ними одинаков, различны только средства и технические приемы выполнения операций.

Ключевые слова: визуальные стили, выдавливание, лофтинг, булевы операции

ON THE BASIC PRINCIPLES OF CONSTRUCTION OF THREE-DIMENSIONAL OBJECTS USING VECTOR GRAPHIC EDITORS OF COMPUTER PROGRAMS

Martynenko N. A., Pavlova A. A.

The article describes the basic principles of construction of three-dimensional graphic objects 3D primitives which are considered to be the primary building blocks for construction of composite geometric models. The techniques of modeling which are investigated in the article are available for many modern vector graphic software editors. Construction and transformation of virtual objects in different programs have one and the same principle, the difference can be found in tools and in techniques of performing the operations.

Keywords: visual styles, extruding, lofting, Boolean operations

 

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Абдикаримова А. Б.

В статье раскрыты особенности дифференцированного обучения по основным учебным дисциплинам средних профессиональных учебных заведений. При этом раскрыты основы теоретического содержания такого обучения, виды дифференцированного обучения, учет индивидуальных особенностей и способностей обучаемых, а также показана общая перспектива профессиональной направленности изучения учебных дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях.

Ключевые слова: дифференциация и индивидуализация обучения, виды дифференцированного обучения, профессиональная направленность обучения, индивидуальные особенности и способности студентов

THE ANALYSIS OF THE CONTENTS AND METHODS OF THE DIFFERENTIATED TRAINING OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abdikarimova A. B.

In the article some features of the differentiated training in main subjects in professional educational institutions are revealed. Bases on the theoretical content of such training, types of the differentiated training, accounting for specific features and abilities of students, are thus revealed, and also the general prospect of a professional orientation of studying of subjects in professional educational institutions is shown.

Keywords: differentiation and individualization of learning, types of the differentiated training, professional orientation of training, specific features and abilities of students

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Кирикович Т. Е.

В статье коротко представлены методологические основы самообучения школьника; приведен алгоритм самообучения; кратко представлена концепция самообучения школьника; дано определение понятия «самообучение»; раскрыто понятие эффективности самообучения школьника.

Ключевые слова: самообучение, электронное образование, алгоритм самообучения школьника, нелинейная личностная дидактическая модель самообучения школьника, дидактическая концепция самообучения

METHODOLOGIC BASIS OF STUDENTS SELF-TRAINING

The article includes methodological basis of students

Keywords: self-training, online-education, student\'s self-training algorithm, nonlinear personal didactical model of student\'s training, didactic conception of the self-training

 

СВЕРХТЕКСТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Чадина Ю. А., Дейкина А. Д.

В статье представлены возможности использования комплексного анализа сверхтекста как метода развития творческих способностей учащихся. В основу разработки положена модель текстоориентированной деятельности учащихся. Описаны этапы анализа текста в процессе подготовки к написанию сочинения. Предполагается возможность использования методики в процессе подготовки школьников к итоговой государственной аттестации в 9-м классе.

Ключевые слова: текстоориентированный подход; текстовая деятельность; сверхтекст; комплексный анализ сверхтекста

SUPRA-TEXT ON THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Chadina Yu. A., Deikina A. D.

The article presents the possibilities of using complex analysis of supra-text as a method of development of creative abilities of pupils. The model of customizable text activity of students is placed in the basis. The steps on the analysis of the text in the process of writing the essay are described. It is assumed that it is possible to use the presented method in the process of preparing students for the final state attestation in the 9th form.

Keywords: customizable text activity, supra-text, complex analysis supra-text

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ РАБОТЕ С ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ

Алешникова Е. Л.

В статье представлена технология обучения старшеклассников работе с текстами публицистического стиля духовно-нравственного содержания на этапах определения и формулирования проблемы текста, позиции автора, нахождения аргументов, направленная на формирование личностной позиции учащихся при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.

Ключевые слова: публицистический текст, духовно-нравственное содержание, технология обучения, старшие классы, проблема текста, позиция автора, итоговая аттестация

TECHNOLOGY OF TRAINING HIGH-SCHOOL STUDENTS TO WORK WITH PUBLICISTIC TEXTS WITH SPIRITUAL AND MORAL CONTENT

Aleshnikova E. L.

The article presents the methods of teaching highschool students to work with publicistic texts of spiritual and moral content on the stages of defining and formulating the problems of the text, the author\'s posi tion, finding the arguments, aimed at forming the personal position of students in preparation for the final assessment on the Russian language

Keywords: publicistic texts, spiritual and moral content, technology of teaching, high-school, the problem of the text, the position of the author, the final assessment

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Теучеж Ф. А.

В статье рассмотрены психолого-педагогические основы формирования коммуникативно-речевых умений обучающихся, касающиеся анализа, реконструирования готового текста и порождения собственного. Коммуникативно-речевые умения, как и сам процесс продуцирования текста, предполагают наличие мотива, цели и речевой ситуации, что отражает суть коммуникативных умений, а результатом этого процесса является текст.

Ключевые слова: язык, речь, текст, текстовая деятельность, коммуникативно-речевые умения

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASIS OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE AND SPEAKING SKILLS OF STUDENTS

Teuchezh F. A.

The article deals with the psychological and pedagogical basis of the formation of communicative and verbal skills of students, which concern the analysis, renovating of the final text and generation of its own. Communicative and speaking skills, as well as the process of producing the text, suggest the presence of the motive, purpose and speaking situation that captures the essence of communication skills, and the result of this process is the text.

Keywords: language, speech, text, text activities, communicativespeaking skills

 

СПЕЦИФИКА ОПЕРИРОВАНИЯ СИНТАГМАТИЧЕСКИМ АППАРАТОМ ЯЗЫКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Шиганова Ю. Д.

В настоящей статье представлены результаты экспериментального изучения специфики вычленения синтагматических отношений лексических единиц у детей 8-9 лет с общим недоразвитием речи. С позиций психолингвистического подхода описываются особенности функционирования в лексической системе детей данной категории синтагматических связей (сочетаемость лексических единиц в линейном ряду на конкретной серии творческих заданий), обосновывается необходимость совершенствования коррекционно-педагогического аспекта работы, направленной на формирование системных лексико-семантических представлений о языке у учащихся с речевыми нарушениями

Ключевые слова: психолингвистика, дети с общим недоразвитием речи, синтагматические отношения, лексическая сочетаемость, система лексикосемантических представлений

SPECIFICS OF SYNTAGMATIC INSTRUMENT HANDLING AMONG YOUNG PUPILS WITH SPEECH IMMATURITY

Shiganova Yu. D.

In the article the results of experimental research of lexical units syntagmatic relations at children age 8-9 with the general speech immaturity are presented. The special aspects of functioning in lexical system of children with such type of syntagmatic communications are described from psycholinguistic position (compatibility of lexical units in a linear series of the certain number of creative tasks). The necessity of improvements in correctional and pedagogical work directed on formation of systematic lexical and semantic notions of the pupils with speech infringements is proved.

Keywords: psycholinguistics, children with the general speech immaturity, syntagmatic relations, compatibility of lexical units, system of lexical and semantic notions

 

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Безбородова М. А.

Статья посвящена проблеме психологического анализа психомоторных способностей, которые играют важную роль в обеспечении успешного овладения иностранным языком и могут быть учтены при диагностике трудностей обучения студентов. Данный вопрос важен в связи с тем, что в современной психолого-педагогической литературе отсутствуют необходимые сведения для полного психологического анализа психомоторики человека.

Ключевые слова: психомоторика, движение, артикуляция, лингвистические способности, речевая деятельность, иностранный язык

THE IMPORTANCE OF PSYCHOMOTOR ABILITIES IN THE FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION PROCESS

Bezborodova M. A.

The article is devoted to the psychological analysis of psychomotor abilities, which play an important role in the foreign language acquisition process and can be considered when evaluating students learning difficulties. This issue is topical in view of the fact that modern psychological and educational literature lacks the necessary information for the full psychological analysis of the psychomotor system

Keywords: psychomotor system, movement, articulation, language abilities, speech activity, foreign language

 

«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?..»: БЕЗЫМЯННОСТЬ ГЕРОЕВ КАК СМЫСЛООРГАНИЗУЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ФОЛЬКЛОРЕ

Лазареску О. Г.

Рассмотрена художественная функция приема умолчания имени в разных эстетических системах в фольклоре, в риторической эстетике, в предромантизме, в сентиментализме, в произведениях, тяготеющих к реалистической эстетике. Выявлено, что безымянность героев в фольклоре располагается не в сфере характерологии, а в сфере онтологической как указатель сущего, одного из начал мира. В литературе безымянность маркер сюжетной роли героя и его нравственных, этических и духовных качеств

Ключевые слова: безымянность, фольклор, литература, герой, сюжет, онтология

WHAT MEANS MY NAME TO YOU?..: THE-ABSENCE-OF-NAME OF A HERO AS A SENSE-ORGANIZING CATEGORY IN RUSSIAN LITERATURE AND FOLKLORE

Lazarescu O. G.

The article considers the artistic function of the method of name preterition in different aesthetic systems in folklore, rhetorical aesthetics, pre-Romanticism, sentimentalism, and in works gravitating to realist aesthetics. It was revealed that the absence-of-name for heroes in folklore is localized not in the sphere of characterology, but in an ontological sphere as a pointer of things, one of the principles of the universe. The absence-ofname in literature is a marker of a storyline of a hero and his moral, ethical and spiritual qualities.

Keywords: absence-of-name, folklore, literature, hero, plot, ontology

 

К ВОПРОСУ ОБ ЭВФЕМИИ: ЭТИКО-РИТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Никитина А. М.

В статье рассматриваются основные определения термина «эвфемизм», существующие в лингвистической литературе, с целью выделения общих, сущностных характеристик названного явления. В ходе анализа автор приходит к выводу о необходимости рассмотрения эвфемизмов и эвфемии в этико-риторическом аспекте как результата оценки говорящим коммуникативной ситуации и проявления его речевой культуры

Ключевые слова: эвфемизм, эвфемия, речевая ситуация, речевая культура говорящего

ON THE PROBLEM OF EUPHEMISMS: ETHICAL AND RHETORICAL ASPECT

Nikitina A. M.

The article examines the basic definitions of the notion of euphemism existing in linguistic literature in order to highlight its general characteristics. The author comes to the conclusion that there is a need for studying euphemisms from the point of view of the ethics and rhetoric and considering them as a result of the speaker s evaluation of the communicative situation and the manifestation of his/her speech culture.

Keywords: euphemism, euphemiya, ethical and rhetorical aspect, communicative situation, speaker\'s speech culture

 

К ВОПРОСУ ОБ ИДИОМАТИЧНОСТИ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ КОМПОЗИТОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Ефремова Е. М.

Статья посвящена исследованию особенностей идиоматичных многокомпонентных композитов современного английского языка. Автор дает определение многокомпонентного композита и анализирует ряд единиц, обладающих той или иной степенью идиоматичности. В зависимости от характера соотношения номинального и реального денотатов выделяются полностью и частично идиоматичные многокомпонентные композиты.

Ключевые слова: идиоматичность, многокомпонентный композит, словосложение, номинальный денотат, реальный денотат

THE PROBLEM OF IDIOMATIC MULTI-WORD COMPOUNDS IN MODERN ENGLISH

Efremova E. M.

The present article is devoted to the investigation of the peculiarities of idiomatic multi-word compounds in Modern English. The author suggests the definition of a multi-word compound and analyses a group of idiomatic units. Depending on the correlation between the nominal and real denotations fully and partially idiomatic multi-word compounds can be distinguished

Keywords: idiomaticity, multi-word compound, composition, nominal denotation, real denotation

 

РАЗВИТИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЛЕКСЕМЫ В СОСТАВЕ СОВРЕМЕННЫХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

Малкерова М. А.

Данная статья посвящена этимологическому анализу лексемы god, входящей в состав многих фразеологических единиц современного английского языка. Важность проведения подобного анализа заключается в том, что он позволяет рассмотреть саму лексему, а также некоторые фразеологические единицы под новым углом, что способствует лучшему пониманию семантики фразеологических единиц, а также позволяет выдвинуть ряд гипотез, связанных с дальнейшим развитием и функционированием данной лексической единицы.

Ключевые слова: этимология, фразеология, словарное значение, библеизм, бог

THE ETYMOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE LEXEME GOD BEING A PART OF A PHRASEOLOGICAL UNIT

Malkerova M. A.

The article is devoted to the etymological analysis of the lexeme god being a part of numerous phraseological units of the modern English language. The importance of this type of analysis can be explained through new and better understanding of the lexeme itself as well as of some phraseological units comprising the word god as their part. A certain number of hypotheses focused on the further development and functioning of the lexical unit in question are provided in the article.

Keywords: etymology, phraseology, dictionary meaning, biblical phraseological unit, god

 

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АНГЛИЙСКИХ ПОЭТОВ XVIII ВЕКА

Владимирова А. Н.

Статья посвящена рассмотрению метафорического концепта ЛЮБОВЬ, языковым реализациям концептуальных метафор в произведениях английских поэтов XVIII в. В данной статье учитываются гендерные особенности и проводится сравнительный анализ выявленных концептуальных метафор у английских поэтов-мужчин и английских поэтовженщин XVIII в

Ключевые слова: метафорический концепт, концептуальная метафора, гендерные различия

OF 18CENTURY

Vladimirova A. N.

This article is focused on the metaphorical concept

Keywords: metaphorical concept, conceptual metaphor, gender difference

 

ПРЕЛОМЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРАГМАТИЗМА В ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кащук С. М.

С появлением и развитием мультимедиа технологий коммуникативно-прагматическое пространство претерпело существенные изменения. Успешность современной иноязычной коммуникации напрямую зависит от учета основных возможностей и технических характеристик мультимедиа технологий, а их эффективная интеграция в процесс иноязычного образования становится основной задачей специалистов в области обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: мультимедиа технологии, лингводидактика, иностранные языки, лингвистическая прагматика

CHANGES OF FUNDAMENTAL PRINCIPALS OF LINGUISTIC PRAGMATICS IN THE THEORY AND METHODS OF TEACHING LANGUAGES IN RESPONSE TO COMPUTERIZATION OF MODERN LANGUAGE EDUCATION

Appearance and development of multimedia technology significantly change the communicative-pragmatic space. Success of the modern foreign language communications directly depends on allowance for the basic possibilities and characteristics of multimedia technology. At the same time an effective integration into process of foreign language education becomes the primary goal of experts in the field of foreign languages teaching.

Keywords: multimedia technology, language education, foreign languages, linguistic pragmatics

 

О ПОИСКЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С СОВРЕМЕННЫМ УЧЕБНИКОМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Полетаева М. И.

Данная статья посвящена проблеме модернизации процесса обучения в высшей школе. По мнению автора, одним из основных объектов модернизации является учебник. В статье рассматриваются особенности современного вузовского учебника иностранного языка, а также исследуется проблема поиска оптимальных технологий работы с учебником с целью повышения его эффективности.

Ключевые слова: технологический подход, поисковый подход, модернизация образования

ON THE SEARCH OF THE MOST OPTIMAL TECHNOLOGY OF WORK WITH A MODERN FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOK IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Poletaeva M. I.

The article is devoted to the problem of modernization of the process of education at the university. In the authors opinion, one of the main objects of modernization is a textbook. In the article the question of peculiarities of modern foreign language textbook for higher education is raised and the problem of search of the most optimal technology of work with the textbook with the aim to improve the level of its effectiveness is stated.

Keywords: technological approach, searching approach, modernization of education

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Давыдова Е. А.

Статья посвящена проблеме нравственно-эстети ческого воспитания младших школьников средствами музыкальной наглядности на уроках иностранного языка. Автор статьи дает всестороннюю характеристику основных педагогических ус ловий, необходимых для реализации нравственноэстетического воспитания младших школьников в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: условия нравственно-эстети ческо го воспитания, музыкальная наглядность, иноязычное образование

THE CONDITIONS OF MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF MUSICAL AIDS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Davydova E. A.

The article is devoted to the problem of moral-aesthetic education of junior schoolchildren by means of musical aids at foreign language lessons. The author of article gives the all-round characteristic of the basic pedagogical conditions necessary for realisation of moral-aesthetic education of junior schoolchildren in the process of foreign language teaching

Keywords: conditions of moral-aesthetic education, musical aids, foreign language education

 

ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОЕКЦИЙ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Василенко А. В.

В данной статье представлено одно из средств формирования общекультурной компетентности учащихся средней школы изучение параллельной, ортогональной и центральной проекций. Таким образом, автором показана возможность формирования представлений о целостной картине мира в процессе изучения геометрии.

Ключевые слова: общекультурная компетенция, изображение объектов, параллельная проекция, ортогональная проекция, центральная проекция

STUDYING DIFFERENT TYPES OF PROJECTIONS AS ONE OF THE MEANS OF FORMING GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

Vasilenko A. V.

In this article one of the means of forming general cultural competence of secondary school students, studying parallel, orthogonal and central projections, is presented. Thus, the author shows the possibility of forming ideas about the integral picture of the world in the process of studying geometry.

Keywords: general cultural competence, image of objects, parallel projection, orthogonal projection, central projection

 

СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ УЧАЩИМИСЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ

Боженкова Л. И., Алексеева Е. Е.

В статье рассматриваются проблемы обучения составлению задач, обосновывается необходимость обучения составлению задач, обеспечивающего достижение предметных и метапредметных результатов при обучении геометрии, приведены примеры поэтапного обучения учащихся составлению задач

Ключевые слова: стандарт, познавательные действия, составление геометрических задач, умственные действия

THE DRAFTING OF PROBLEMS BY THE STUDENTS AS A MEANS OF ACHIEVING SUBJECT AND META-SUBJECT RESULTS WHILE TEACHING GEOMETRY

Bozhenkova L. I., Alekseeva E. E.

The article discusses the teaching problems composition to students, the necessity of instruction in drafting the tasks, ensuring the achievement of the subject and meta-subject results while teaching geometry, and gives the examples of gradual teaching composition of the tasks to students.

Keywords: the standard, cognitive actions, composition of geometry problems, mental actions

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Малинина И. С.

Статья посвящена нестандартным задачам по геометрии. Автор рассматривает и анализирует трактовки понятия «нестандартная задача». В статье отмечено, что для решения нестандартных задач используются эвристические правила. Замечено, что данная проблема мало изучена и требует дальнейшего исследования. Автором предложена классификация нестандартных задач по теме «Подобие».

Ключевые слова: нестандартная задача, эвристические правила, подобие

NON-STANDARD PROBLEMS ON GEOMETRY LESSONS AND THEIR SOLUTIONS

Malinina I. S.

This article is devoted to non-standard problems in geometry. The author considers and analyzes the interpretation of the concept non-standard problem. It is noted in the article that for solving non-standard problems heuristic rules are used. It is noticed that this problem has not been studied enough and further research is necessary. The author offered a classification of non-standard problems in the topic Similarity.

Keywords: non-standard problem, heuristic rules, similarity

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНОМОНОТОННЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ

Чучаев И. И., Нестерова Т. Н.

В статье раскрываются особенности функционального метода решения уравнений, основанного на разной монотонности функций, содержащихся в них. Приводятся примеры решения уравнений с помощью данного метода.

Ключевые слова: уравнение, разномонотонные функции, равносильность уравнений

USE OF DIFFERENT MONOTONIC FUNCTIONS WHILE SOLVING EQUATIONS

Chuchaev I. I., Nesterova T. N.

The article describes some peculiarities of the functional method of solving equations based on different monotonic functions included in them. The authors present examples of solving equations by means of the given method.

Keywords: equation, different monotonic function, equivalence of equations

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (на примере законов Кеплера)

Делянов В. А.

Современная школа столкнулась с новой реальностью: появилась проблема преподнесения учебного материала в условиях ограниченного формата времени. Возникшая при этом дилемма: как давать материал «поверхностно обо всем» или «глубоко о немногом» лишь только подчеркивает важность данной проблемы. В данной статье предлагается на примере изучения законов Кеплера совместно использовать различные способы представления учебного материала вербальный, аналитический и визуальный, и при этом упор делается на последнем.

Ключевые слова: средняя школа, изучение математики и физики в школе

THE USE OF GEOMETRIC METHODS IN THE STUDY OF THE PHYSICAL THEORY IN A SECONDARY SCHOOL (for Example, Keplers Laws)

Delyanov V. A.

The modern school has faced a new reality: there is a problem of presenting educational material in a limited time format. The emerged dilemma is as follows: how to give the material skin-deep about everything or in depth about a few things only underscores the importance of the issue. In this article, by the example of studying Keplers law, we propose the following way of solving this problem to make common cause using different ways of presenting educational material verbal, analytical and visual, and emphasizing the latter.

Keywords: comprehensive school, the study of mathematics and physics in school

 

МУЗЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Ершова Н. Ю., Кулдавлетова О. Э., Назаров А. И., Штыков А. С.

Рассмотрена организация интерактивной самостоятельной работы студентов и школьников на базе научного музея физических явлений Петрозаводского государственного университета. Показаны способы формирования ряда актуальных профессиональных компетенций в ходе изучения образовательного модуля «Электричество и магнетизм» по дисциплине «физика». Приведены примеры учебных контрактов между преподавателем и студентом или школьником на создание новых экспонатов для музея физических явлений.

Ключевые слова: музей физики, интерактивная самостоятельная работа, профессиональные компетенции, учебный контракт

MUSEUM OF PHYSICAL PHENOMENA AS A MEANS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AND SCHOOLCHILDREN

Ershova N. Yu., Kuldavletova O. E., Nazarov A. I., Shtykov A. S.

Interactive organization of independent work of students and schoolchildren on the basis of science museum physical phenomena of Petrozavodsk State University is being examined. Methods of forming a number of actual professional skills through the study of the education module Electricity and Magnetism in Physics course are shown. The examples of learning contracts between a teacher and a student or schoolchildren on the creation of new exhibits for the museum of physical phenomena are described.

Keywords: physics museum, interactive independent work, professional competence, learning contract

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Жулькова Н. В.

Приведена сравнительная характеристика ситуационных и традиционных химических задач по следующим признакам: триединая дидактическая цель, классификация, методический подход, размещение в учебном процессе, приведены примеры задач каждого типа. Также приведены рекомендации по составлению ситуационных задач.

Ключевые слова: ситуационные задачи по химии, познавательный интерес, универсальные учебные действия

THE USING OF THE SITUATIONAL CHEMISTRY TASKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Zhulkova N. V.

The comparative characteristic of the situational and the traditional chemistry tasks adduces in the following signs: the triune didactic purpose, the classification, the methodical approach, placing in the educational process and examples of the each type of the task. It also provides the recommendations for the compilation of situational tasks.

Keywords: the situational chemistry tasks, the cognitive interest, the universal educational activities

 

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

Ходякова Л. А., Ян Чуньлэй

Статья содержит описание некоторых предпосылок формирования культуроведческой и коммуникативной компетенций китайских студентовфилологов: подробный анализ результатов анкетирования китайской аудитории в России и Китае и методическую разработку урока по картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Ключевые слова: culture, visual image, questionnaires, crosscultural study, communicative competence, historical painting, triptych \"Alexander Nevsky\", picture by V. I. Sourikov \"Morning of Strelets\' Execution\"

FORMATION OF CROSS-CULTURAL STUDY AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE CHINESE STUDENTS-PHILOLOGISTS BY MEANS OF HISTORICAL PAINTINGS

Khodyakova L. A., Yang Chunlei

The article describes some of the prerequisites for the formation of competence and cultural studies of Chinese students-philologists and provides a detailed analysis of the survey results of the Chinese audience in Russia and China and methodological development of the lesson on the painting by V. I. Sourikov Morning of Strelets Execution.

Keywords:

 

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РУССКОЙ И ГОЛЛАНДСКОЙ ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП «ВЕЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЖИВОПИСИ»

Хадидже Таваколи

В статье впервые на материале современных толковых словарей проводится сравнительное изучение русской и голландской тематических групп «вещества, используемые в живописи». На базе анализа парадигматических отношений внутри тематических, лексико-семантических групп и синонимических рядов делается вывод о сходстве и различиях русской и голландской семантических парадигм.

Ключевые слова: живопись, русский язык, голландский (нидерландский) язык, тематическая группа, лексико-семантическая группа, лексема, словосочетание, активный словарный запас, профессиональная лексика

COMPARATIVE ANALYSIS OF DUTCH AND RUSSIAN LEXICAL THEMATIC GROUPS THE MATERIALS USED IN PAINTING

Khadije Tavakoli

The main purpose of this article is to provide the comparative analysis of Russian and Dutch lexical thematic groups „the materials used in the painting and to study and compare the categories such as thematic groups, lexemes, lexico-semantic groups, word-combinations (phrase), active vocabulary, professional vocabulary (jargon) that belong to this analysis in both languages, the similarities and differences of the Russian and Dutch semantic paradigms are indicated, considered and studied.

Keywords: painting, Russian language, Dutch language, thematic group, lexeme, lexico-semantic group, word-combination (phrase), active vocabulary, professional vocabulary (jargon)

 

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КУРСЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Марченко М. Г.

Статья посвящена проблеме развития познавательной активности учащихся детских музыкальных школ в курсе музыкальной литературы. Проведено экспериментальное исследование и сформулированы педагогические условия развития познавательной активности у детей среднего школьного возраста в курсе музыкальной литературы.

Ключевые слова: познавательная активность, музыкальная школа, музыкальная литература

ANALYSIS OF OPPORTUNITIES FOR COGNITIVE ACTIVITY DEVELOPMENT OF PUPILS OF MUSICAL SCHOOLS IN THE COURSE OF MUSIC LITERATURE STUDYING

Marchenko M. G.

The article is devoted to the development of cognitive activity of pupils of music schools in the course of musical literature studying. On the base of the pilot study the pedagogical conditions of development of cognitive activity in children of secondary school age in the course of musical literature are defined.

Keywords: cognitive activity, music school, music literature

 

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ЕГО РОЛЬ В ИХ УСПЕШНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Троицкая И. И.

В статье представлены результаты теоретикоэкспериментального исследования проблемы школьного театра как формы дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения и его роли в профессиональной ориентации обучающихся. Раскрыты специфические особенности театральной деятельности как средства профессионального самоопределения детей и определены основные функции педагогов дополнительного образования в этом процессе.

Ключевые слова: школьный театр, театральная деятельность, дополнительное образование детей, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение

SCHOOL THEATER AS A FORM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND ITS ROLE IN THEIR SUCCESSFUL PROFESSIONAL SELF

Troitskaya I. I.

The article presents the results of theoretical and experimental study of the problem of school theater as a form of additional education of children in general education institution and its role in the professional orientation of students. The specifics of theater as a means of professional self-determination of children are disclosed and the main functions of teachers in further education this process are shown.

Keywords: school theater, theater activities, additional children\'s education, vocational guidance, vocational self-determination

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Башанаева Г. Г.

В статье излагаются результаты исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях разного типа, воспитывающих подростков. Детско-родительские отношения изучены с позиций субъектно-деятельностного и системного подхода. Отражено значение эмоционального отношения родителя к ребенку при формировании детскородительской общности

Ключевые слова: семья, семейная система, дет скородительские отношения, эмоционально-пози тивный характер межличностных отношений, кризис семьи, функции семьи, системный подход

EMOTIONAL CONDITION OF THE TEENAGER IN THE CONDITIONS OF CRISIS OF THE MODERN FAMILY

Bashanaeva G. G.

In this article the results of the research of features of the child parental relations in the families of different type, which are bringing up teenagers are stated. The child parental relations are studied from the positions of activity and a system approach. The value of the emotional attitude of a parent towards a child is reflected at formation of a child-parental community

Keywords: family, family system, child-parental relations, emotional positive character of the interpersonal relations, crisis of a family, family function, system approach

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ ГИМНАЗИИ

Бакулина М. Э.

Статья посвящена актуальным вопросам выявления резервов воспитательной системы гимназии для дальнейшего личностного, общественного и гражданского развития учащихся; указаны основные направления реализации воспитательного потенциала, отдельные воспитательные технологии, формы и методы, способствующие саморазвитию, самовоспитанию учащихся в условиях требований ФГОС к внеурочной деятельности.

Ключевые слова: воспитательный потенциал гимназии, воспитательный потенциал процесса обучения и внеурочной деятельности

TOPICAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A MODERN GYMNASIUM SCHOOL

The article is devoted to topical issues of identification of reserves of educational system of a gymnasium for further personal, social and civil development of pupils; the main directions of realization of the educational potential, separate educational technologies, forms and methods promoting self-development, self-education of pupils in the conditions of the requirements of Federal State Educational Standard for extracurricular activities are specified.

Keywords: educational potential of a gymnasium school, educational potential of the process of training and extracurricular activities

 

КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Лопатина С. С.

Статья посвящена описанию педагогической модели формирования культуры межличностного и делового общения студентов будущих государственных служащих для направления подготовки бакалавр «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом».

Ключевые слова: педагогическая модель, компоненты модели, общекультурные компетенции, ин терактивные методы обучения

HE COMPONENTS OF A PEDAGOGICAL MODEL OF DEVELOPING INTERPERSONAL AND BUSINESS COMMUNICATIONAL CULTURE OF STUDENTS FUTURE CIVIL SERVANTS

Lopatina S. S.

The article is devoted to the description of a pedagogical model of developing interpersonal and business communicational culture of students future civil servants.

Keywords: pedagogical model, the components of a model, common cultural competences, interactive teaching methods

 

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Портнова О. А.

В статье рассматриваются вопросы создания условий воспитания гражданственности в подразделении начального профессионального образования на примере профессионального училища № 3 города Калуги. Выделены отдельные компоненты процесса формирования гражданственности и модель воспитания в целом.

Ключевые слова: гражданственность, учебнопознавательная деятельность, интериоризация, общекультурная компетентность, правосознание

CONDITIONS OF FORMATION OF CIVICISM FOR STUDENTS OF THE INITIAL VOCATIONAL TRAINING

Portnova O. A.

The article contains the question of creating conditions for training of civil consciousness in the subdivision of the initial vocational training with an example of work with students of Kaluga professional school No. 3. It outlines the individual components of the formation of civicism and a model for upbringing as a whole.

Keywords: civicism, educational and cognitive activity, interiorization, overall cultural competence, legal consciousness

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А.

В статье рассматривается авторская концепция понятия «психолого-педагогическое сопровождение», основные направления и содержание деятельности специалистов. Определены задачи, показана роль школьного психолого-медико-педагогического консилиума в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, а также значение каждого специалиста в работе с ребенком в зависимости от его возраста.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; дети с ограниченными возможностями здоровья; школьный психолого-медико-педагогический консилиум

ORGANIZATION AND CONTENT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN AT THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Zabramnaya S. D., Kostenkova Yu. A.

The article presents the authors concept of the notion psycho-pedagogical accompaniment, the main tendencies and the scope of the specialists work. The goals are defined, the role of the school psycho-medical-pedagogical consultation in the psycho-pedagogical accompaniment of children with disabilities is shown, also the significance of every specialist within the work with a child depending on his age is identified.

Keywords: psycho-pedagogical accompaniment, children with disabilities, school psycho-medical-pedagogical consultation

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коваленко Т. В., Маврина И. А.

Данная статья призвана оказать помощь школьным учителям, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования в моделировании эффективного взаимодействия семьи и школы. Описанная в статье модель разработана на базе НОУ «Центр образования и развития», в основу положен практический опыт учителей начальных классов за период 2006-2013 гг.

Ключевые слова: модель, моделирование, перфекционизм, семейное воспитание, партнерст во, эффективное взаимодействие, совместная дея тель ность

CONSTRUCTION OF THE MODEL OF RELATIONSHIPS BETWEEN FAMILIES AND SCHOOL IN THE MODERN PRIMARY EDUCATION

Kovalenko T. V., Mavrina I. A.

This article is designed to help school teachers, class teachers, deputy director on educational work, further education teachers in the modelling of relationships between family and school.

Keywords: model, modelling, perfectionism, family education, partnership, effective interaction, joint activity

 

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Иванова А. А.

В статье раскрываются различные подходы к рассмотрению семьи в России и Европе. Рассматриваются альтернативные формы семьи в современном мире. Обосновывается необходимость сохранения традиционной модели семьи.

Ключевые слова: семья, семейная группа, структурный подход, функциональный подход, сетевой подход

FAMILY IN THE MODERN SOCIOLOGICAL DISCOURSE

Ivanova A. A.

The article describes various approaches to the consideration of family in Russia and Europe. The alternatives forms of the family in the modern world are discussed. Substantiates the necessity of retaining the traditional model of the family.

Keywords: family, family group, the structured approach, the functional approach, the network approach

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Яковлева М. А.

Статья посвящена реформированию системы государственной службы. В статье рассмотрены проблемы развития института государственной службы в России и возможности повышения ее эффективности.

Ключевые слова: институт государственной службы, социальная политика, государство, муниципальная служба

EFFICIENCY OF THE CIVIL SERVICE AS A RESULT OF THE IMPLEMENTATION OF ITS SOCIAL POTENTIAL

Yakovleva M. A.

The article is devoted to reforming the state service system. It shows the problems of development of the Institute of State Service in Russia and opportunities to improve its effectiveness.

Keywords: institute of state service, social policy, state, municipal service

 

СЕМАНТИЗАЦИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ КАК РЕЗУЛЬТАТ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Бабина Г. В.

В статье предлагаются к рассмотрению вопросы изучения возможностей семантизации лексических единиц учащимися с недоразвитием речи. Проблема словарных толкований анализируется с точки зрения текстовой деятельности учащихся. Автором проведено собственное исследование, в рамках которого охарактеризованы особенности создания текстов-толкований школьниками с недоразвитием речи. Определены преобладающие стратегии семантизации слов, раскрыты возможности реализации категории информативности.

Ключевые слова: семантизация, концептуализация, категоризация, текст, стратегии толкования, информативность, школьники с нарушениями речи

SEMANTIZATION OF LEXICAL UNITS AS A RESULT OF TEXT ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS WITH A SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Babina G. V.

In the article questions of studying the opportunities of semantization of lexical units by students with speech underdevelopment are offered for consideration. The problem of dictionary interpretation is analyzed from the point of view of text activity of pupils. The author has conducted the research within which features of creation of texts interpretation by school students with speech underdevelopment are characterized. The prevailing strategies of semantization of words are defined, possibilities for realization of category of informational content are revealed.

Keywords: semantization, conceptualization, categorization, the text, interpretation strategies, informational content, school children with speech impediments

 

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРАКУЛОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИСАНДРА

Горохова А. В.

В статье рассмотрены оракулы в рамках античной традиции, их роль и значение в политической пропаганде на примере политической деятельности Лисандра. На основе анализа источников выявлено, что оракулы и религиозные центры Эллады в V-IV вв. до н.э. продолжали играть важную роль в общественно-политической жизни Спарты.

Ключевые слова: оракулы, политическая пропаганда, религиозные центры, пифия, культ

ROLE AND MEANING OF THE ORACLES IN THE POLICY OF LYSANDER

Gorokhova A. V.

This article refers to the oracles which have been studied on the basis of the ancient sources. A particular role of the oracles and their significance in the political propaganda especially in the political campaigns of Lysander are highlighted. Due to the analysis of the sources it was discovered that the oracles and the religious centers were still very important and played a great part in the social and political life of Greece in the 5th 4th centuries B.C.

Keywords: Oracles, political propaganda, religious centers, the Pythia, cult

 

К ВОПРОСУ ОБ УСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Королев А. С.

Статья посвящена административно-финансовой реформе княгини Ольги 946-947 гг. Автор доказывает, что устроительная деятельность княгини не имела общерусского значения, а ограничилась землей древлян.

Ключевые слова: Ольга, Киев, древляне, Новгород, погосты, Мста, Луга, «уставы и уроки», Десна, Днепр, дань

MANAGEMENTAL ACTIVITY OF PRINCESS OLGA

Korolev A. S.

The article is devoted to administrative and financial reform of princess Olga of 946-947. The author proves that managemental activity of the princess didnt have all-Russian value, and was limited to the Drevljanes territory

Keywords: Olga, Kiev, Drevljane, Novgorod, pogosts, Msta, Luga, \"ustavi i uroki\", Desna, Dnieper, tribute

 

ПРЕРАФАЭЛИТИЗМ В БРИТАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: КУЛЬТ КРАСОТЫ И ПРОТЕСТ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОГО ВИКТОРИАНСКОГО ИСКУССТВА

Ильин А. В.

Статья посвящена анализу художественного движения прерафаэлитов в контексте антивикторианской реакции в культуре Великобритании второй половины XIX в. В статье рассматривается генезис движения, выявляется специфика различных этапов его развития и влияние движения на европейскую художественную культуру конца XIX начала XX в. Особое внимание уделяется характеристике контркультурной составляющей движения прерафаэлитов

Ключевые слова: Великобритания; Викторианская эпоха; контркультура; антивикторианская реакция; движение прерафаэлитов

PRE-RAPHAELITISM IN THE BRITISH CULTURE OF THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY: THE CULT OF BEAUTY AND THE PROTEST AGAINST THE OFFICIAL VICTORIAN ART

Ilyin A. V.

The article is devoted to the analysis of the Pre-Raphaelite art movement in the context of the anti-Victorian reaction in the British culture of the second half of the 19th century. The genesis of the movement, the specific phases of its development and its influence on European art culture of the end of the 19th early 20th centuries are contemplated in the article. The special attention is paid to the analysis of the counter-culture component of the Pre-Raphaelite movement.

Keywords: Great Britain; the Victorian era; a counterculture; the anti-Victorian reaction; the Pre-Raphaelite movement

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В. О. КЛЮЧЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Баева Н. В.

В статье рассматривается педагогическая деятельность В. О. Ключевского, его взгляды на процесс преподавания, а также сформулированные им принципы и приемы воспитания.

Ключевые слова: педагогический процесс, преподавание, педагогика, научное наследие, принципы воспитания, современное образование, обучение

TOPICALITY OF V. O. KLUCHEVSKYS PEDAGOGICAL IDEAS IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF MODERN EDUCATION

Baeva N. V.

This article is about V. O. Kluchevskys pedagogical activity, his opinions on the process of teaching, and also present-day principles and methods of training formulated by him.

Keywords: pedagogical process, teaching, pedagogics, scientific legacy, principles of training, modern education, training

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ НАУКИ, КУПЕЧЕСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ КОНЦА XIX НАЧАЛА ХХ вв.

Фидченко О. В.

В статье рассматривается и анализируется конкретные меры по поддержанию науки, купечества и предпринимательства дореволюционной России со стороны государственной власти. Такими представителями власти того времени выступали, в частности, лица императорской фамилии. Автор, создавший статью на основе архивных материалов, показывает, что усилия государства в данной области были не всегда оправданными и сбалансированными.

Ключевые слова: самодержавие, великий князь, водопад, чугунолитейный завод, коммерческое судостроение

THE ACTIVITIES OF THE SECULAR POWER IN SUPPORT OF SCIENCE, MERCHANTS AND BUSINESS IN RUSSIA AT THE CLOSE OF THE 19th AND THE BEGINNING OF THE 20th CENTURIES

Fidchenko O. V.

The author discusses and analyzes the specific measures to support science, merchants and businesses from the side of the pre-revolutionary Russian government. These representatives of the authorities of the time were, in particular, those of the imperial family. The author who has comprised the article based on archival material shows that the states efforts in this area were not always justified and balanced.

Keywords: autocracy, Grand Duke, waterfall, iron foundry, commercial shipbuilding

 

ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Богомолова Г. Н.

Статья посвящена социально необходимому процессу формирования феномена педагогического мастерства учителя-бакалавра и направлена на развитие системы высшего профессионального образования. Эмпирический материал доказательно свидетельствует о профессиональной компетентности учителя школы и способствует укреплению престижа педагогической профессии в обществе. Содержательный компонент статьи подчеркивает роль педагогического мастерства учителя сельской и городской школы Российской Федерации, а также ближнего и дальнего зарубежья в реализации государственной программы модернизации системы образования. Представлен личностный компонент учителя в структуре педагогического мастерства.

Ключевые слова: мастерство, педагогическое мастерство, феномен, феномен педагогического мастерства

THE PHENOMENON OF PEDAGOGICAL SKILLS IN HIGHER EDUCATION PROCESS

Bogomolova G. N.

The article deals with the process of pedagogical skills formation. The empirical data obtained show that the professional competence of a school teacher favours the prestige of this profession in society. The author underlines the fact that the skills possessed by rural and urban school teachers both in Russia and abroad play a great role in implementing the governmental reform of education system. The author also describes the teachers personality component in the structure of pedagogical skills

Keywords: skills, pedagogical skills, phenomenon, phenomenon of pedagogical skills