Язык

Журнал «Наука и школа», № 6 за 2014 год

МОДЕРНИЗАЦИЯ: ЧЕЛОВЕК – КУЛЬТУРА – ОБРАЗОВАНИЕ. РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО АНТРОПОСОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

М. Н. Кузьмин

В данной статье рассматриваются изменения в социальном статусе и культурных характеристиках индивида при переходе от традиционного общества к современному. Также автором анализируются координаты России в этом мировом процессе и оцениваются современные задачи.

Ключевые слова: индивид-субъект, традиционное общество, современное общество, грамотность, социокультурная антропология.

MODERNIZATION: MAN – CULTURE – EDUCATION. RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE EUROPEAN ANTROPOSOCIOCULTURAL PROCESS

M. N. Kuzmin

The main aim of the paper is to examine the growth of education of the population of Russia in the context of the relevant European process.

Keywords: individual-subject, traditional society, contemporary society, literacy, social and cultural anthropology.

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

М. В. Богуславский

В статье представлена концепция трактовки стратегий модернизации российского образования в XIX – начале XXI в. Целенаправленно рассматривается консервативная стратегия модернизации российского образования в ХIХ – начале ХХI в.

Ключевые слова: стратегия, консерватизм, реформа образования, модернизация образования.

CONTEMPORARY MODERNIZATION OF EDUCATION OF RUSSIA

M. V. Boguslavsky

This article presents a conceptual interpretation of the modernization strategies of the Russian education in the 19th – early 21st centuries.

Keywords: strategy, conservatism, education reform, modernization of education.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТРОЯ (по материалам эпистолярного наследия

В. И. Вернадского)

Г. В. Захаров

В работе предпринята попытка исторического анализа становления и развития взглядов Владимира Ивановича Вернадского на проблемы образования и воспитания в России. Отмечается немаловажная роль ученого не только в развитии науки, но и в поддержке развития как высшего, так и общего среднего образования в России.

В процессе становления взглядов В. И. Вернадского отмечается студенческий этап формирования интереса к вопросам народного образования и просвещения, проявляющийся в виде активного участия в студенческом кружке по распространению народной литературы. Представлен и проанализирован план развития деятельности кружка, составленный Вернадским. Определены цели и задачи просвещения в России, которые, по мнению Вернадского, реализуются в проникновении в народную среду научных знаний, влекущих за собой осознание народом своих прав и своих возможностей.

В работе также рассматривается вопрос о классическом образовании в России, обязательном общем образовании, особое внимание уделено позиции В. И. Вернадского на предмет значения естественных наук в процессе воспитания личности в обществе. Отмечается заметная роль, которую Вернадский отводит образовательной системе государства, называя ее основой демократического строя.

Ключевые слова: образование, воспитание, наука, демократия, просвещение.

THE EDUCATION AS THE BASE OF DEMOCRATIC REGIME (By epistolary heritage of V. I. Vernadsky)

G. V. Zakharov

This work is an attempt of historical analysis of the formation and development of Vladimir Ivanovich Vernadsky’s views to the problems of education and upbringing in Russia. The important role of the scientist is marked not only in science development, but also in supporting the development of general secondary education and higher education.

The student stage had a great importance in a process of Vernadsky’s views formation by raising the interest to the issues of public education and enlightenment. Vernadsky took an active part in Student group for the distribution of literature. In this article you can see the plan and the analysis of development of the activities of the Student group complied by Vernadsky; the goals and the objectives of the enlightenment in Russia are defined which are implemented by including into people’s environment the scientific knowledge that allows people to realize their rights and opportunities by Vernadsky’s viewpoint.

The questions of Classic education and Compulsory General education are analyzed in this article as well. The great attention is paid to the natural science in the process of individual education in the society. V. I. Vernadsky named the educational system of the state as the basis of democratic system.

Keywords: education, upbringing, science, democracy, enlightenment.

НОВАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ЭТАП АПРОБАЦИИ – СИБИРСКИЙ ВАРИАНТ

О. Г. Смолянинова, В. В. Коршунова, Ю. Г. Юдина

В статье обсуждаются вопросы модернизации педагогического образования, связанные с требованиями профессионального стандарта педагога. Раскрываются концептуальные основы новой модели подготовки будущих учителей начальных классов на основе усиления практической направленности подготовки в программах бакалавриата в условиях сетевого взаимодействия системы СПО и системы ВПО.

Авторами предложена модель, в которой выделены трудовые действия для каждой из трудовых функций (обучение, воспитание, развитие) и определена дельта на уровнях высшего образования (бакалавриата и магистратуры).

Ключевые слова: интеграция, непрерывное педагогическое образование, практическая направленность подготовки.

A NEW MODEL OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS TRAINING: TESTING STAGE – SIBERIAN VERSION

O. G. Smolyaninova, V. V. Korshunova, Yu. G. Yudina

The issues of modernization of pedagogical education related to requirements of the teacher’s profes-sional standard are discussed in the article. The basis of the model is strengthening of the practical orientation in the educational process in the context of network cooperation. The system of Secondary Vocational Education, Higher Vocational Education and the school is a partner of the realization of the education process.

The authors proposed a model in which employment actions for each of the job functions (training, education and development) are allocated and the Delta on the level of higher education (undergraduate and graduate) is determined.

Keywords: integration, continuous pedagogical education, practical training.

О ПРОЕКТЕ «КОНЦЕПЦИИ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»1

С. Н. Чистякова, И. И. Соколова

В статье по результатам обсуждения на Бюро Отделения профессионального образования РАО анализируется представленный на общественное обсуждение проект Концепции поддержки развития педагогического образования: раскрывается актуальность, направленность на улучшение практической подготовки учителя, выявляются риски, высказаны предложения по доработке Концепции.

Ключевые слова: педагогическое образование, совершенствование подготовки учителя, перспективы и риски реформ образования.

ON THE PROJECT “PEDAGOGICAL EDUCATION DEVELOPMENT SUPPORT CONCEPT”

S. N. Chistyakova, N. I. Sokolova

The article describes the results of the discussion at the Professional Education Division Office of Russian Academy of Education and presents the analysis of the propounded Project of “Pedagogical Education Development Support Concept”: it discusses applicability, orientation on the improvement of teacher practical training, identifies risks, and gives adaptation proposal for the Concept.

Keywords: pedagogical education, teacher training modernization, horizons and risks of education reforms.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Л. В. Котова

В статье проведен анализ проблемы профессиональной направленности в дидактике современной высшей школы. Уточнено определение профессиональной направленности обучения математике будущих учителей информатики, выделены и проанализированы основные условия реализации профессиональной направленности обучения математике при подготовке учителей информатики. Приведен пример курса «Методы и средства защиты информации», разработанного на основе выделенных условий и апробированного на кафедре теории чисел математического факультета МПГУ.

Ключевые слова: профессиональная направленность, компетентностный подход, фундамен-тализация обучения, интегративность, модульный подход.

CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF TEACHING MATHEMATICS IN THE TRAINING OF TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE

L.V. Kotova

In the article we analyze the problems of professional orientation in didactics of modern higher education. We clarify the definition of professional orientation of teaching mathematics for future teachers of computer science, isolate and analyze the basic conditions for the implementation of professional orien-tation of teaching mathematics in the training of teachers of computer science. We give example of the course „Methods and resources to protect information” developed on the basis of the selected conditions and tested at the Department of Number Theory at the Faculty of Mathematics at MSPU.

Keywords: professional orientation, competency building approach, fundamentalization of training, integrity, modular approach.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ АРБИТРОВ ПО БАСКЕТБОЛУ

Е. В. Конеева, С. Г. Фомин

Статья посвящена анализу существующей системы подготовки арбитров по баскетболу. В ней приводится анализ публикаций ведущих специалистов в области судейства соревнований по баскетболу, посвященных формированию навыков судейства у юных арбитров, поиску путей совершенствования подготовки арбитров, на основе которого предлагаются возможности выхода из сложившейся ситуации. К одному из них относится создание при коллегии баскетбольных судей Всероссийской федерации баскетбола специализированного Центра. В статье приводятся основные направления его работы в рамках программы «Развитие судейства».

Ключевые слова: баскетбол, судейство соревнований по баскетболу, система подготовки судей по баскетболу в России.

THE MAIN WAYS OF IMPROVING THE SYSTEM OF BASKETBALL REFEREES’ TRAINING

E. V. Koneeva, S. G. Fomin

This article analyzes the current system of basketball referees’ training. It provides an analysis of the publications by the leading experts in the field of basketball competitions refereeing, dedicated to the formation of refereeing skills in young referees, finding ways to improve training of arbitrators and of-fering a way out of the situation. One of these ways concerns the establishment of the specialized center inside of Russian Basketball Federation. The article presents the main directions of its work within the framework of the program “Development of referring.”

Keywords: basketball, basketball competitions refereeing, system of basketball referees’ training in Russia.

ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

С. Д. Каракозов, Р. С. Сулейманов, А. Ю. Уваров

Новые образовательные стандарты и требования к компетенциям учителей требуют обновления образовательного процесса. Сегодня в МПГУ ведутся работы по погружение студентов в современную педагогику. Для этого требуется сформировать в Университете новую ИКТ-насыщенную образовательную среду, которая позволяет поддержать эту работу без существенного увеличения нагрузки на педагогический персонал. В статье кратко описано современное состояние развития цифровой образовательной среды Университета. Сформулированы требования к ее желаемому состоянию.

Ключевые слова: информатизация образования, информационная среда вуза, концепция развития информационной среды, развитие педагогического образования.

GUIDELINES FOR THE DEVELOPMENT OF ICT-RICH EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

S. D. Karakozov, R. S. Suleymanov, A. Yu. Uvarov

New educational standards and requirements for the competence of teachers require updating of the educational process. The Moscow State Pedagogical University is working on the students’ modern pedagogy. This requires a new form of ICT-rich learning environment at the University that allows to support this work without significantly increasing the burden on the pedagogical staff. The paper briefly describes the current state of development of the digital learning environment of the University. The requirements to its desired state are given as well.

Keywords: ICT in education, information environment of educational college, development of initial teacher education, the framework for development of information environment.

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

М. В. Аргунова

Цель исследования – разработка подходов к конструированию нового учебного содержания экологического образования для устойчивого развития, которое эволюционирует от предметно-центрированной естественнонаучной к социально-проблемной модели. Задача исследования – определение основных содержательных линий, включающих научные знания о природе, обществе, экономике, основанные на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин и идеях устойчивого развития (то есть новое учебное наполнение) с опорой на традиционные предметные знания, необходимые для объяснения и поиска содействия решению жизненно важных экологических проблем. В ходе исследования определены ключевые идеи в содержании экологического образования в интересах устойчивого развития: идеи устойчивого развития цивилизации; условия устойчивого существования жизни и развития человечества; основные типы экосистем и их функционирование; природные ресурсы и системы жизнеобеспечения; экономика и политика в области охраны окружающей среды.

Ключевые слова: экологическое образование для устойчивого развития; содержательные линии; конструирование учебных ситуаций; биосферосовместимые принципы деятельности человека; интеграция современных научных знаний о природе, обществе, экономике; системность экологических знаний.

THE CONTENT OF ECOLOGICAL EDUCATION IN THE INTERESTS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

M. V. Argunova

The research objective is the development of approaches to constructing the new educational content of ecological education for a sustainable development which evolves from a subject-centered natural-science model to social and problem one. The research problem is the determination of the basic infor-mative lines including the scientific knowledge of the nature, society and economy based on integration of natural-science, humanitarian, technical disciplines and ideas of a sustainable development (i.e. new educational filling), relying on the traditional subject knowledge necessary for explanation and search for assistance to the solution of the vital environmental problems. During the research the key ideas in the maintenance of ecological education and sustainable development were defined: ideas of a sustainable development of a civilization; conditions of steady existence of life and development of hu-manity; the main types of ecosystems and their functioning; natural resources and life support systems; economy and policy in the field of environmental protection.

Keywords: ecological education for a sustainable development; informative lines; constructing of edu-cational situations; principles of activities of the person based on compatibility with biosphere; inte-gration of the modern scientific knowledge of the nature, society, economy; systemacity of ecological knowledge.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Г. Л. Ильин

Описываются основные особенности понимания проективного образования личности как одной из разновидностей непрерывного образования и его отличия от проектного обучения. Проводится различие между обучением и образованием. Делается вывод, что образование в форме непрерывного проективного образования личности становится персонифицированным.

Ключевые слова: непрерывное образование, проективное образование, проектное обучение, работа с информацией, жизненный путь, персонификация образования.

THE MAIN REGULATIONS OF THE PROJECTIVE EDUCATION OF PERSONALITY

G. L. Ilyin

In the article the main features of understanding the projective education of personality as one of the types of continuous education are described as well as its differences from a project-based learning. The distinction between learning and education is made. It is concluded that education in the form of a continuous projective education of personality becomes personified.

Keywords: continuous education, projective education, project-based learning, work with information, course of life, personification of education.

ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Е. И. Деза, Е. А. Хилюк

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями содержания математической подготовки учащихся в условиях построения информационно-образовательной среды. Сформулировано определение информационно-образовательной предметной среды обучения школьной математике, выделены ее методически значимые свойства. Уточнены критерии отбора содержания математической подготовки в условиях построения информационно-образовательной среды, выделены особенности перспективного для использования в указанных условиях математического содержания, приведены примеры соответствующих разделов математики. Показаны возможности отбора программно-технических средств в зависимости от изучаемого содержания.

Ключевые слова: информатизация образования, информационно-образовательная среда, содержание образования, прикладные задачи, особенности числовой и дискретной содержательных линий.

QUESTIONS OF THE CONTENT OF MATHEMATICAL TRAINING OF PUPILS AT THE HIGH SCHOOL IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

E. I. Deza, E. A. Khilyuk

In this article we consider the questions connected with features of the content of mathematical training of pupils in the conditions of creating the information and education environment. We formulate the definition of the information and education subject environment of learning in teaching school math-ematics and mark out its methodically significant properties. We specify selection criteria of the content of mathematical training in the conditions of creating the information and education environment and emphasize the features of the mathematical content, which is the most perspective for practical use in the specified conditions. We give examples of appropriate sections of mathematics. We also show some possibilities of selection of software and hardware means depending on the studied contents.

Keywords: informatization of education, information and education environment, content of education, applied tasks, features of numerical and discrete substantial lines.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГОЛОСАМИ ЭСТРАДНЫХ ПЕВЦОВ

И. Х. Стулов

По мнению автора статьи, анализ методов работы с голосами эстрадных певцов дает повод говорить о некоторых противоречиях, связанных с попытками использования методических принципов развития певческого голоса, разработанных еще в XIX в. и предназначенных для подготовки оперных певцов. Эти принципы относятся к использованию голосовых регистров, резонаторов и техники дыхания, связанных с необходимостью озвученности больших концертных залов. Современные концертные реалии эстрадных певцов предполагают работу с очень мощными акустическими системами, что ставит перед певцами ряд новых задач в использовании вокальной техники. Особенно это относится к технике певческого дыхания.

Ключевые слова: голос, эстрадный певец, вокал, искусство, опера, жанр, тембр голоса, фальцет, глубокое дыхание, акустические системы, микрофоны, звуковой сигнал, техника дыхания в пении, бельканто.

SOME PECULIARITIES OF WORK WITH VOICES OF POP SINGERS

I. Kh. Stulov

The author of the article considers that the analysis of methods of work with voices of pop singers gives cause for talking about some contradictions related to trying to use the methodological principles of the singing voice development, elaborated in XIX century and designed for the training of opera sing-ers. These principles are connected with the use of voice registers, resonators and breathing techniques associated with the need for insonification of big concert halls. Modern concert realities of pop singers imply the work with very powerful acoustic systems what causes new problems in the use of vocal tech-niques for singers. This is particularly related to the breathing technique.

Keywords: voice, pop singer, vocal, art, opera, genre, tone of voice, falsetto, deep breathing, acoustic systems, microphones, sound signal, breathing technique in singing, bel canto.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В. В. Чеха

Статья посвящена вопросам, связанным с правовым регулированием качества образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Также в статье исследуются взаимосвязи между существующими оценками качества образования и его финансированием в контексте действующего законодательства.

Ключевые слова: образование, качество образования, государственное (муниципальное) задание, бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственная аккредитация, финансирование, законодательство.

THE QUALITY OF EDUCATION AND FINANCING OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: LEGAL PROBLEMS

V. V. Chekha

The article is devoted to the issues related to the legal regulation of the quality of education in the Federal Law „On Education in the Russian Federation”. The article also explores the relation between existing estimation of the quality of education and its financing in the context of current legislation.

Keywords: education, quality of education, state (municipal) assignment, state-financed institutions, autonomous institutions, State accreditation, financing, legislation.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Ж. А. Сулейменова

В статье рассматриваются формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи, которые способствуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников, а также говорится о роли церкви в нравственном воспитании школьников и социализации.

Ключевые слова: институты системы образования, социально-воспитательные институты, церковь как субъект открытой образовательной среды, социализация школьников в процессе взаимодействия школы и семьи.

SOCIAL INSTITUTIONS INTERACTION IN THE PROCESS OF STUDENTS’ SOCIALIZATION

Zh. A. Suleymenova

The article focuses on the problem of school/family interaction which assists an active inclusion of parents in the process of education and improves the efficiency of the process of students’ socialization. The role of the church in moral education and socialization is also in the focus of attention.

Keywords: educational institutions, social institutions, church as a subject of the opened educational milieu, students’ socialization in the process of social education, school/family interaction.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК В РАЗВИТИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Т. С. Маркарова

В современном научном сообществе большую роль играет степень и качество информационного сопровождения и обеспечения деятельности ученых. Уровень профессиональных достижений отечественной педагогики и модернизация системы российского образования диктуют необходимость создания научно-образовательного пространства, отвечающего современным требованиям и способствующего развитию и оптимизации педагогической науки. Однако инновационные процессы должны происходить с учетом законов традиционной науки и с соблюдением принципа преемственности.

Ключевые слова: модернизация образования, новые информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникативное взаимодействие, инфосфера, семантическая обработка, кластерный анализ, теория информации, педагогическая информация, интеграционные процессы, единое информационно-образовательное пространство.

THE ROLE OF INFORMATION AND PEDAGOGICAL LIBRARIES IN THE DEVELOPMENT OF SCIENCE AND EDUCATION

T. S. Markarova

The extent and quality of information support of scientists’ activity play an important role in the mod-ern scientific community. The level of professional achievements of Russian pedagogy and modernization of Russian education dictate the need for creation of a scientific and educational space that meets modern requirements and contributes to the development and optimization of pedagogical science. However, innovations should be carried out with regard to the laws of science and the principle of continuity.

Keywords: modernization of education, new information and communication technologies, information and communicative interaction, information sphere, semantic processing, cluster analysis, infor-mation theory, pedagogical information, integration processes, united information and educational space.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
КАК ГИПЕРЖАНР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Е. Н. Суханкина

В статье рассматривается родительское собрание как гипержанр, приводятся теоретические доказательства данного утверждения, раскрываются различные подходы к понятию «ги-пержанр» в современном жанроведении, проводится сопоставление современных исследований в области заданной проблемы, делается вывод о том, что родительское собрания является сложным коммуникативным событием, которое реализуется с помощью речевых жанров – субжанров, объединенных в гипержанр.

Ключевые слова: родительское собрание, гипержанр, субжанр, коммуникативное событие, педагогическое общение.

TEACHER-PARENT MEETING AS A HYPERGENRE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

E. N. Sukhankina

This article deals with teacher-parent meeting as a hypergenre. In the article the theoretical proof of this assertion is given and various approaches to the concept of “hypergenre” in modern science of genres are described. A comparison of current studies in the field of the specified problem is given as well. It is concluded that the teacher-parent meeting is a complex communicative event which is real-ized using speech genres (subgenres) united into a hypergenre.

Keywords: teacher-parent meeting, hypergenre, subgenre, communicative event, pedagogical communication.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
«ПРАГМАТИКА ОБЩЕНИЯ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИГРОВЫМ СТРАТЕГИЯМ

П. В. Коновалова

Статья посвящена раскрытию сущности и содержания понятия «прагматика общения» применительно к обучению младших школьников игровым стратегиям. Обучение прагматическому аспекту общения является существенным компонентом процесса формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке. В данной статье рассмотрены основные составляющие прагматической компетенции и прагматического аспекта общения, уделено особое внимание психологическому аспекту формирования прагматической компетенции в младшей школе, дана характеристика игровой деятельности, отмечена важность владения учителем иностранного языка прагматической компетенцией для успешного достижению целей общения в учебной игровой деятельности младших школьников. Также предложена система упражнений, способствующая формированию прагматического аспекта общения.

Ключевые слова: прагматическая компетенция, прагматический аспект общения, игровые стратегии, начальная школа, младшие школьники.

THE SUBJECT MATTER AND THE CONTENT OF “PRAGMATICS OF COMMUNICATION” IN THE PROCESS OF GAME STRATEGY ACQUISITION BY YOUNG LEARNERS

P. V. Konovalova

The article is devoted to description of the subject matter and the content of “pragmatics of commu-nication” which is used in the process of game strategy acquisition by young learners. Teaching of pragmatic aspect of communication is an essential component of communicative competence formation in a foreign language. This article describes the main components of pragmatic competence and pragmatic aspect of communication. The author paid special attention to the psychological aspects of pragmatic competence formation at elementary school and gave the characteristic of the gaming activi-ties. Moreover, the author mentioned that for a foreign language teacher it’s important to have prag-matic competence to successfully achieve the purposes of communication in the process of educational gaming activities of young learners. In the article there is a system of exercises which is helpful for the formation of the pragmatic aspect of communication.

Keywords: pragmatic competence, pragmatic aspect of communication, game strategies, primary school, young learners.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ КАК ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ

А. А. Семенов, В. И. Салмин

В статье отражены основные этапы становления народной дружины, включающие периоды: царской России, после Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, после окончания войны до 1990 г. Также дается характеристика развития добровольной народной дружины как одной форм волонтерского движения в России в период с 1991 г. по настоящее время. Определена сущность и структура народной дружины как формы волонтерской деятельности.

Ключевые слова: волонтерское движение, добровольная народная дружина, меры материального стимулирования, льготы и компенсации дружинникам.

HISTORY AND DEVELOPMENT OF “VOLUNTARY PEOPLE’S DRUZHINA” AS A FORM OF MODERN VOLUNTEER MOVEMENT IN RUSSIA

A. A. Semenov, V. I. Salmin

The article describes the main stages of formation of the Voluntary People’s Druzhina, including cer-tain periods: Tsarist Russia, the period after the October Revolution, the Great Patriotic War, the period after the war until 1990. It also includes the characteristics of Voluntary People’s Druzhina’s development as one of the forms of volunteer movement in Russia from 1991 to the present time. It also defines the essence and structure of the Voluntary People’s Druzhina as a form of volunteering.

Keywords: volunteering, voluntary people’s druzhina, measures of material stimulation, benefits and compensation to members of druzhina.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

А. В. Аникеенко

Статья посвящена основным теоретическим положениям, на которых должен быть основан процесс реализации нравственно-эстетического воспитания при обучении иноязычному общению младших школьников.

Автор представляет систему нравственно-эстетического воспитания на занятиях по иностранному языку, основанную на использовании средств художественной культуры в процессе обучения иноязычному общению младших школьников.

В статье подробно представлены принципы и подходы, способствующие эффективной реализации нравственно-эстетического воспитания при обучении иноязычному общению младших школьников.

Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, иностранный язык, средства художественной культуры.

THE MAIN THEORETICAL ASPECTS OF MORAL AND AESTHETIC UPBRINGING OF YOUNG LEARNERS BY MEANS OF ARTISTIC CULTURE AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGE AT PRIMARY SCHOOL

A. V. Anikeenko

The article is devoted to the main theoretical positions of moral and aesthetic upbringing realization in the process of foreign language teaching at primary school.

The author offers the system of moral and aesthetic upbringing based on learning means of artistic culture.

The article describes the main principles and approaches to this process aimed at the harmonic de-velopment of young learners.

Keywords: moral and aesthetic upbringing, foreign language, means of artistic culture.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У. ШЕКСПИРА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

А. М. Антипова

В статье представлен опыт изучения произведений У. Шекспира в российской школе на основе анализа программ, учебных и методических пособий и лучших практик. Обобщение опыта постижения Шекспира, выявление продуктивных идей отечественных и зарубежных педагогов

А. М. Антипова считает необходимым условием для разработки современной методики изучения шекспировских произведений.

Автором установлено, что произведения Шекспира вошли в практику школьного разбора с середины XIX в., хотя имя Шекспира упоминалось в учебниках по словесности в первой половие

-

не XIX в. (А. Ф. Мерзлякова, М. М. Тимаева, М. Б. Чистякова, К. П. Зеленецкого).

Специально рассмотрен вопрос о списке шекспировских текстов и методике их изучения. В дореволюционной школе изучались преимущественно трагедии и хроники. В результате анализа работ известных педагогов-словесников XIX в. (В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина,

В. П. Острогорского, А. И. Кирпичникова и др.) выявлены основные методы работы: выразительное чтение; чтение по ролям; драматизация; письменные домашние задания; знакомство с литературно-критическими статьями; аналитическая беседа, в том числе сопоставительного характера, например: сравнить «Короля Лира» Шекспира и «Антигону» Софокла, «Короля Лира» Шекспира и «Степного короля Лира» Тургенева.

В статье изложено содержание издания «Школьный Шекспир», специально подготовленного П. Н. Полевым в 1876 г., приведены примеры заданий из учебных пособий второй половины XIX в. (И. М. Белоруссова, М. Ольшамовского, П. В. Смирновского, Ц. П. БалталоП

-

на). Отдельно представлен уникальный опыт организации Шекспировского кружка под руководством Л. И. Поливанова (с 1875 по 1885 г.) и опыт организации домашнего чтения, план занятий которого включал чтение большинства шекспировских пьес и выполнение проверочных работ.

Отмечены изменения, которые произошли в программах по литературе, начиная с 20-х гг. ХХ в. Вплоть до конца 80-х гг. ХХ в. они включали трагедию «Гамлет», а для внеклассного чтения – «Ромео и Джульетту» и «Короля Лира». Говорится об использовании в практике учителей в 60–80-е гг. ХХ в. различных форм внеклассной работы (литературный кружок, посещение театров, подготовка инсценировок) и появлении идеи содружества искусств в процессе изучения шекспировских произведений (сопоставление пьес с киноверсиями, книжными иллюстрациями, музыкальными произведениями).

В результате обобщения опыта постижения шекспировских произведений в отечественной школе автором выявлены направленность в их изучении, зафиксировано движение к читателю-школьнику, его интересам и духовным запросам. Анализ современных учебников и учебных пособий по литературе показывает, что их авторы опираются на богатый опыт отечественных словесников и учитывают оригинальные идеи зарубежных педагогов. Методический аппарат современных учебных книг нацеливает на активное сотворчество учащихся, поиск личностных смыслов, актуализацию нравственных проблем, широкое использование связей литературы с другими видами искусства.

Ключевые слова: учебник, пособие, хрестоматия, программа, опыт изучения, традиции, современные подходы.

THE STUDYING OF W. SHAKESPEARE’S WORKS AT RUSSIAN SCHOOL. TRADITIONS AND MODERN APPROACHES

A. M. Antipova

The experience of study of W. Shakespeare’s plays at Russian school on the basis of analysis of educational programs, teacher editions and best practices are presented in the research article. A. M. Anti-pova considers that generalization of the experience of exploration of Shakespeare, identification of productive ideas of Russian and foreign pedagogues are necessary conditions for the development of modern methods of study of W. Shakespeare’s plays.

By the author it is established that Shakespeare’s works were included into practice of school analy-sis from the middle of the 19th century, though the name of Shakespeare was mentioned in textbooks on literature in the first half of the 19th century (A. F. Merzlyakov, M. M. Timayev, M. B. Chistyakov,

K. P. Zelenetskiy).

The question of the list of Shakespearean texts and methods of their studying is specially explored. At pre-revolutionary school tragedies and chronicles were studied mainly. As a result of the analysis of works of famous pedagogues-philologists of the 19th century (V. I. Vodovozov, V. Ya. Stoyunin, V. P. Os-trogorskiy, A. I. Kirpichnikov, etc.) the main methods of work are revealed: expressive reading; reading on roles; dramatization; written homeworks; acquaintance to literary critiques; analytical conversation, including analytical conversation of comparative character, for example: to compare “King Lear” of Shakespeare and “Antigone” of Sophocles, “The King Lear” of Shakespeare and “The steppe king Lear” of Turgenev.

In the article the content of the edition „School Shakespeare” which was specially prepared by

P. N. Polevoy in 1876 is presented. The examples of tasks from manuals of the second half of the 19th century (I. M. Belorussov, M. Olshamovskiy, P. V. Smirnovskiy, Ts. P. Baltalon) are given. The unique experience of the organization of the Shakespeare’s circle under the leadership of L. I. Poliva-nov (from 1875 to 1885) and experience of the organization of house reading which plan of occupations included reading the majority of Shakespearean plays and performance of test works is sepa-rately presented.

The changes that happened in programs for literature since 20s of the 20th century are noted there. Up to the end of the 80s of the 20th century they included the tragedy “Hamlet”, and for home reading – “Romeo and Juliette”, “King Lear”. It is told about usage of various forms of out-of-class work (literary circle, visit of theaters, preparation of performances) in practice of teachers in the 60–80s of the 20th century and about emergence of idea of the commonwealth of arts in the course of studying of Shake-speare works (comparison of plays with film versions, book illustrations, pieces of music).

As the result of generalization of experience of exploration of W. Shakespeare’s plays at Russian school the author described the direction of their study, the movement to the reader – pupil, his inter-ests and spiritual needs. The analysis of modern textbooks and manuals on literature demonstrates that their authors base on rich experience of Russian philologists and take into account the original ideas of foreign pedagogues. The methodical device of modern educational books aims at active co-authorship of pupils, search of personal meanings, updating of moral problems, and wide use of com-munications of literature with other art forms.

Keywords: curriculum, textbook, manual, program, experience of studying, traditions, modern approaches.

«НО ЯСНО СЛЫШУ Я…»
(гармония зримого и звучащего мира в поэзии Николая Рубцова)

О. А. Москвина

В предлагаемой работе рассматриваются особенности взаимодействия звуковых и зрительных образов в творчестве поэта Николая Рубцова. Целью является обнаружение зависимости между основными мотивами лирики автора и способами создания хронотопа с помощью звуковых характеристик. Ставится задача осуществить анализ художественных текстов с точки зрения того, как в них изображаются пространственно-временные реалии благодаря метафоризации звуковой стороны явлений.

Структура статьи такова: вначале выдвигается общий тезис о том, как с помощью звуковых образов воссоздается в художественных произведениях Н. Рубцова окружающий мир и какие его объекты составляют основу предметного ряда. Здесь отмечается ключевое значение «звезды полей» и колокольного звона, несущих в себе идею зрительного и слухового восприятия.

Основные мотивы лирики поэта рассматриваются далее как факторы, определяющие характерные свойства звуковых образов. Мотивы условно разделяются на: 1) связанные с хроно-топом и 2) воплощающие смысл звука, словесного искусства. Затем внимание акцентируется на мотиве тишины, предстающей в творчестве Н. Рубцова двупланово: с одной стороны, тишина тождественна покою и безмятежности, с другой – она означает забвение, исчезновение. Следующим этапом рассуждения становится исследование мотива дороги, его объединяющей функции и роли в слиянии зрительных и звуковых образов.

В заключение делается вывод о характерной для поэтического стиля Н. Рубцова особенности изображать мир своей родины через воспринимаемое чутким ко всему происходящему на родной земле человеком звучание определенных объектов. Проведенное исследование подтверждает развиваемую в работе мысль о том, что столь значимая для поэта идея звука напрямую связана с концептуальным образом Родины, над которой горит «звезда труда, поэзии, покоя».

Ключевые слова: зрительный образ, звуковой образ, мотив, хронотоп, Николай Рубцов.

“BUT CLEARLY I HEAR...”
(harmony of visible and sounding world in Nikolay Rubtsov’s poetry)

O. A. Moskvina

In the article the features of the interaction of sound and visual images in the works of poet Nikolay Rubtsov are described. The aim is to find the relationship between the main motives of author’s lyrics and the ways of creating chronotope using sound characteristics. The objective is to analyze literary texts in terms of the ways they are portrayed in the space-time reality through metaphorization of the sound side of effects.

The paper has the following structure: first, the general thesis is formulated about how the world is recreated in N. Rubtsov’s works using the sound images and what objects form the basis of the subject line. The importance of such key images as “star of fields” and bell-ringing is marked that carry the idea of visual and auditory perception.

The main motives of poet’s lyrics are considered further as determinants of the characteristic proper-ties of the sound images. The motives are conventionally divided into: related to chronotope and real-izing the meaning of sound and verbal art. Then the article focuses on the motive of silence that ap-pears in N. Rubtsov’s works in two dimensions: on the one hand, the silence is identical to peace and serenity; on the other hand, it means oblivion, extinction. The next stage of the argumentation is the investigation of the motive of the road, its unifying function and its role in the fusion of visual and sound images.

It is concluded that the characteristic feature of N. Rubtsov’s poetic style is the following: the poet depicts the world of his homeland through the perceived sound of certain objects that is sensitive to everything that happens in his native land. The investigation confirms the assertion that the significant idea of sound is directly related to the conceptual image of the motherland, over which “star of work, poetry and peace” shines.

Keywords: visual image, sound image, motive, chronotope, Nikolay Rubtsov.

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК В ТЕКСТАХ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

Лю Цянь

В статье освещено различие между речевыми и грамматическими ошибками, продемонстрированы наиболее распространенные речевые ошибки, которые допускают иностранные (китайские) студенты-филологи в ходе изучения русского языка, в процессе обучения устной русской речи, представлена классификация речевых ошибок китайских студентов филологического профиля, приведены некоторые упражнения для предупреждения речевых ошибок.

Ключевые слова: различия между речевыми и грамматическими ошибками, преподавание русского языка как иностранного, классификация речевых ошибок в текстах китайских студентов-филологов, упражнения для предупреждения речевых ошибок.

THE PROBLEM OF CLASSIFICATION OF SPEECH MISTAKES IN THE TEXTS OF CHINESE STUDENTS-PHILOLOGISTS

Liu Qian

The article deals with distinctions between speech and grammatical mistakes. The most widespread speech mistakes are shown which are made by foreign Chinese students-philologists during studying the Russian language and especially in the course of training oral Russian speech. The classification of speech mistakes of Chinese students with major in Philology is also presented in the article. Some exercises for prevention of speech mistakes are given as well.

Keywords: distinction between speech and grammatical mistakes, teaching Russian as a foreign lan-guage, classification of speech mistakes in the texts of Chinese students-philologists, exercises for pre-vention of speech mistakes.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
В СВЕТЕ ИХ АНТРОПОНИМОВ

Ма Вэньин

В статье рассматриваются имена главных героев (Родион Раскольников и Софья Мармеладо-ва) и их художественные функции в романе «Преступление и наказание». Имена героев, специально выбранные автором, намекают на их характерные особенности, душевное пробуждение и дальнейшую судьбу. Таким образом, имена не только играют важную роль в создании образов персонажей, но и способствуют глубокому проникновению в суть авторского замысла в произведении.

Ключевые слова: имена, Родион Раскольников, Соня Мармеладова.

THE MAIN CHARACTERS OF F. M. DOSTOYEVSKY’S NOVEL
“CRIME AND PUNISHMENT” IN THE LIGHT OF THEIR ANTHROPONYMS

Ma Wenying

In the article the names of the main characters (Rodion Raskolnikov and Sophia Marmeladova) are considered as well as their artistic function in the novel “Crime and Punishment”. Names of the char-acters, specially chosen by the author, hint at their characteristic personality, spiritual awakening and fate. Thus the names not only play an important role in creating images of the characters, but also contribute to deeper insight into the author’s intention to work.

Keywords: names, Rodion Raskolnikov, Sonya Marmeladova.

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА НА ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА И УСПЕШНОСТЬ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. С. Шемет, Л. В. Густова, С. С. Шемет, В. И. Парфентьев, О. И. Парфентьева

В статье предлагается новый теоретический подход к эмпирическим исследованиям влияния особенностей рождения ребенка на волевые качества и успешность в спортивной деятельности. Приводится сравнение родовой и спортивной деятельности. Выделяется восемь типов рождения, на основании которых выводятся психотипы детей, рожденных разными способами (натальный психотип). Представленные результаты эмпирических исследований позволяют выделить особенности рождения как самостоятельный фактор спортивного отбора, несводи-мый к биологическим и социальным факторам.

Ключевые слова: рождение, тип рождения (натальный тип), натальный психотип, спортивная деятельность, учебно-тренировочная деятельность, готовность к деятельности, волевые качества.

INFLUENCE OF FEATURES OF THE CHILD’S BIRTH ON VOLITIONAL QUALITIES AND SUCCESS IN SPORTS ACTIVITY

I. S. Shemet, L. V. Gustova, S. S. Shemet, V. I. Parfentiev, O. I. Parfentieva

This study introduced a modern theoretical approach to empirical research of influence of the child-birth features on volitional characteristics and success in sports activity. Comparison of the birth and sports activity was shown in this article. The authors emphasized various psycho-types of children (natal psycho-type) based on the eight types of childbirth. Results of this study allow to conclude that the highlighted childbirth features are self-consistent factors of sports selection that are not simplified to biological and social factors.

Keywords: birth, type of birth (natal type), natal psycho-type, sports activity, training activity, readiness for activity, volitional qualities.